Об авторе
Художник-декоратор с уникальным талантом слышать музыку души и писать стихи, преображая обстановку до возвышенного состояния, наполненного творчеством.
Вопросы

E-mail:
Имя:
Отправить Очистить

«Ночь музеев — 2013». Ситцевый носорог

Модерн в набивных тканях.
(из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина) 

Модерн в набивных тканях. (из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина)

Фабрики:
№ 1, 2, 3 Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры. 1896 г.
№ 4 Товарищество мануфактур наследников Н.Н. и Я.Н.Фокиных. 1910-е гг.
№ 5, 6, 7 Товарищества ситценабивной мануфактуры Людвига Рабенека. 1896 г.
№ 8 Товарищество Шлиссельбургской мануфактуры. 1896 г.
№ 9, 10, 11 Товарищество мануфактур Прасковьи Витовой с сыновьями. 1896 г.
№ 12 Товарищество мануфактур Ивана Гарелина с Сыновьями. 1900-е гг.
№ 13, 14 Иваново-Вознесенская рисовальная школа. Экзаменационные работы выпускников. М.Шибаев 1909 г., Н. Чекалов 1914 г.
№ 15 Ткани советского периода

Фото: Юрий-Савин

Ситцевый носорог, исполняющий желания
Творчество
Он пасется на клумбе около Музея ситца – фантастический Белый носорог, изукрашенный богатыми орнаментами ивановских тканей. В мае он стал настоящим героем Ночи музеев – открытие скульптуры было, пожалуй, самой запоминающейся изюминкой праздника. А еще он умеет исполнять желания, Белый носорог, созданный скульптором Артемием Черкасовым (кстати, автором «Таксы» в Арт-сквере) и художником-декоратором Людмилой Август.
Вот к Людмиле мы и обратились с расспросами о том, как появился на свет ситцевый носорог…
Задумка
— Все началось с задумки Артемия — сделать большую скульптуру, насколько это возможно в производственных масштабах и насколько позволяют нам наши условия на данный момент, – рассказывает художник-декоратор. — На наш взгляд – необходимо создавать тактильные скульптуры, которые так любят дети, ведь они главные ценители.
Участвовать в «Ночи музеев-2013» Артемия и Людмилу пригласили сотрудники Музея промышленности и искусства им. Д.Г. Бурылина. Скульптура была еще только в проекте, но все для создания было уже готово. «Артемий идеально создает формы, исключительные по своей эргономике. Мне как декоратору, невозможно было удержаться и хотелось сделать носорога ярким, изначально на нем предполагалась роспись. Мы рассказали идею, она была принята с восторгом. Через несколько дней родился весь образ полностью – «Ситцевый носорог». А вместо росписи решено было сделать коллаж из образцов тканей, предоставленных музеем», — продолжает Людмила.
Почему создатели обратились именно к образу белого носорога? Наверно, главная причина – символика: носорог – это символ неуязвимости, счастья и удачи, помогающий без труда достичь поставленной цели. Да и само животное очень симпатичное: добродушное, подпускающее человека очень близко. Это и привело его на грань вымирания – браконьеры нещадно пользуются незлобливостью белого носорога (к слову, в природе он, как и наш Ситцевый – вовсе даже не белый). Сегодня его можно встретить только на территории заповедников и национальных парков. Наверное, найдется немного людей, которые не слышали бы о белом носороге. А вот видел его действительно мало кто. И тут как-то сама собой родилась параллель с ивановскими ситцами: исчезающий вид, нуждающийся в сохранении и бережном отношении…
Воплощение. Дни счастья
Людмила считает, что каждая идея воплощается в свое время. Любая задумка, которая родилась спонтанно или вынашивалась в течение несколько лет, реализуется лишь в том случае, когда все обстоятельства благоприятны этому. С носорогом – все получилось.
В основе скульптуры — металлический каркас, на котором закреплены пенопластовые блоки. Из них различными способами вырезалась форма, особенно ускоряла процесс «горячая струна». Потом на сформированный образ наносились композитные материалы с водо- , влаго- непроницаемыми покрытиями, обладающие противоударными свойствами, придающие жесткость. «Носорог стоит на улице, его можно трогать, гладить, что с удовольствием делают дети и взрослые. Он выдерживает на себе большой вес, но садиться на него не нужно –необходимо беречь декор. Вся конструкция продумана» — добавляет Людмила.
Конечно, напрашивается вопрос: насколько сложно работать с такими материалами? Тем более, что для Артемия и Людмилы это была первая масштабная работа, и многие приемы приходилось осваивать на ходу. «В процессе создания «Ситцевого носорога» не было что-то усредненного. Все получалось либо очень сложно, либо очень просто. Когда уже выбивались из сил, приходила помощь, поддержка, складывались благоприятные погодные условия, появлялись нужные материалы и инструменты» — рассказывает Людмила. – «Хочется поблагодарить людей, которые нам помогали, многие были с нами до победного! Выдержали и дождь, и ветер, и палящее солнце, отложили все экзамены, пропускали учебу, экономили каждый час времени, чтобы успеть к празднику. Пили лекарства от аллергии – от композитных материалов не помогали даже защитные костюмы. Мы все были в пенопласте, он был везде, даже в горле. Это были трудные роды для нас всех, но те дни счастья просто невозможно забыть!»
Творчество и планы
«Мы во всем поддерживаем друг друга, это позволяет осуществлять более масштабные проекты. Мы часто работаем вместе и создаем то, что нравится обоим. Но при этом у нас разные предпочтения и взгляды на направления в искусстве.
В современном мире искусства не достаточно умело пользоваться кистями и красками, а колоссальные возможности применения новых технологий дают больший эффект. Необходимо уметь правильно совмещать все процессы с эстетическим восприятием, тогда творчество будет радовать и зрителей, и в первую очередь самих себя. Вообще, главными критиками являемся мы сами. До зрителей доходит законченное произведение, где каждая деталь находится на своем месте, где цвета гармонично сочетаются между собой, где все объединяется и оживает. И тогда каждый созданный образ начинает жить своей жизнью, вдыхается новый поток энергии и происходит история.
Так, например, получилось на открытии с « Носорогом», когда дети подбегали и шептали ему на левое ухо свои пожелания. Конечно, нам очень понравилась эта идея, и мы сами загадали то, что исполнилось буквально через несколько дней. Все происходит само собой, помимо авторов. А дети — это главные ценители, потому что у них нет оценки, а чистое восприятие».
Сил, желания и фантазии у Артемия и Людмилы хватит на целый парк скульптур. Более того, это их общая мечта. Нужна только инициатива от города – для воплощения таких проектов нужно немало материальных ресурсов. А пока спешите к Белому носорогу. И не забудьте – на левое ухо…

Анна КОРАБЛЕВА «Рабочий край» от 04.07.13

Хроники носорога.

Авторы:

Скульптор Артемий Черкасов.
Художник Людмила Август.

Творческая команда помощников:

Анна Нефедова.
Владимир Рогов.
Натали Валкевич.
Эмат Измаганбетов.
Дария Клюхина.
Техническая поддержка:

Мастерская «Композит», мастерская «Артконт» — предоставленные помещения, сварка конструкции, технологические процессы.
Александр Орлов — «горячая струна».
Дмитрий Зайцев.
Евгений Желудков.
Иван Шарин.

Оператор:
Даниил Бородинский.
Журналист: Нина Сардейская

Фотографии:

Анна Нефедова
Илья Мышленник
Даниил Бородинский

Личные фотоальбомы участников процесса.
Самая маленькая участница:

Полина Бородинская.
Музей промышленности и искусства:

организаторы открытия арт-объекта, предоставление площадки, предоставление уникальной коллекции тканей.

Алексей Владимирович Зобнин.
Татьяна Николаевна Соколова.
Алла Докучаева.
Анна Тюленева.

Вверх! © 2008-2024 Художник-декоратор Людмила Август. Картины и инсталляции для современного интерьера.
RSS
FACEBOOK
TWITTER
VKONTAKTE
YOUTUBE