Об авторе
Художник-декоратор с уникальным талантом слышать музыку души и писать стихи, преображая обстановку до возвышенного состояния, наполненного творчеством.
Вопросы

E-mail:
Имя:
Отправить Очистить

«Переплетения» на микро-просторах

http://37.ru/textile/article/209269/

«Мне захотелось погрузиться в таинственный мир переплетений. Для этого потребовалось специальное оборудование, которое позволило увеличить в 40 и в 100 крат образцы из собрания Ивановского историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. Этот опыт можно рассматривать в виде истории, технологии, науки и искусства одновременно.

В них действуют свои законы композиции, ритма, равновесия — и наше зрительное восприятие не способно  это рассмотреть. Исследование показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые в тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм.»

Liu Avgust

 

Искусство текстиля представляло собой обширную область декоративно — прикладного творчества. Законы искусства, как и законы науки, отражают закономерности явлений природы и их взаимосвязи. Будучи самостоятельной формой художественного выражения, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями преобразовать по законам красоты окружающую действительность.

Текстильное собрание ивановского историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина — одно из самых крупных в России. Оно составляет около 500 тысяч образцов ткани. Начало формирования коллекции — 70-е годы XIX в., когда местный иваново-вознесенский фабрикант Д. Г. Бурылин стал собирать ручные набойки. На сегодняшний день в текстильном собрании музея представлено несколько интереснейших коллекций. Текстильные фабриканты России почитали за честь подарить образцы своей продукции в музей Бурылина.

По количеству сортов тканей, качеству отделки, разнообразию и постоянному обновлению рисунков фабрика была лидером на российском текстильном рынке XIX в.

В тканях понятие структуры тесно связано с понятием фактуры. Фактура — это особенности отделки поверхности, которая может быть гладкой, шероховатой, зернистой, зеркальной. Известно, что фактура обладает столь же сильным эмоциональным воздействием, что и цвет. Фактура резко отличает один вид ткацкого полотна от другого, делает их непохожими, самобытными. В одном случае это яркий блеск плотной поверхности гладких шелковых тканей или сдержанное мерцание металлизированных нитей, в другом — креповая поверхность и мягкое туше, теплота и шерстистость тканей из текстурированных полиэфирных нитей или выпуклая, рельефная поверхность тканей с эффектом гофре. Фактура поверхности непосредственно влияет на колористическую разработку рисунка, на преобладание графических и живописных решений.

Одним из главных параметров строения ткани является вид переплетения нитей в ткани, т. е. вид взаимного расположения их относительно друг друга. Участок, где нить одной системы перекрывает другую, называется перекрытием. В зависимости от расположения основы и утка, рапорта, сдвига нитей, различного расположения нитей в ткани можно создать большое количество разнообразных переплетений.

Хлопковое волокно имеет вид трубочки, сплюснутой в той или иной степени в зависимости от толщины стенок, которая увеличивается по мере созревания волокна. Хлопковое волокно скручено вокруг продольной оси, причем витки крутки идут попеременно в обоих направлениях.

Скрученность волокон хлопка объясняется тем, что микрофибриллы и фибриллы целлюлозы, лежащие послойно в стенке волокна, располагаются по винтовым линиям, поднимающимся под углом 20–45° к оси волокна. Поскольку волокно растет на семени, от которого его потом отрывают, один конец волокна неровный, с рваными очертаниями, а другой — заостренный, закрывающий канал. Канал волокна заполнен протоплазмой, которая у оторванного от семени волокна высыхает, в результате чего поперечный срез волокна приобретает сплюснутую форму. У незрелых волокон поперечный срез имеет сильно сплюснутую лентовидную форму, у среднезрелых — бобовидную, у очень зрелых эллипсовидную, иногда почти круглую.

При создании рисунков для таких тканей художник выступал как бы в роли скульптора, в своем воображении он лепил или вырезал рисунок на поверхности материала — необходимо было предвидеть конечный результат работы. Каждый артикул ткани должен был иметь свое «художественное лицо» — каждая нить и рисовала, и строила одновременно. По праву ткацкое искусство называли строительным искусством малых форм. В зависимости от характера рисунка, выявленного контурной линей или пятном и плоскостями, от соотношения площадей, занятых орнаментом и открытым фоном, а также от сочетания переплетений и их количественного соотношения одна и та же структура ткани могла выглядеть по-разному. При проектировании рисунков художник сам подбирал переплетения, цвет основных и уточных нитей. Таким образом, новый рисунок наталкивал художника — технолога на создание новой структуры ткани, т. е. использование новых видов сырья, новых видов отделки и переплетений.

Материалы предоставила Галина Алевтиновна Карева, заведующая Музеем ивановского ситца.

Автор: Людмила Август

Фото: Людмила Август

Вверх! © 2008-2016 Художник-декоратор Людмила Август. Картины и инсталляции для современного интерьера.
RSS
FACEBOOK
TWITTER
VKONTAKTE
YOUTUBE